Охрана певческого голоса и профилактика его нарушений

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы при пении ребёнок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непри нуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Строение органов голосообразования ребёнка сильно отличается от аналогичных органов взрослого человека:

• гортань расположена выше, чем у взрослых (лишь к 7-8 годам опускается до 7-го шейного позвонка);

• голосовая мышца ещё не сформирована (её место занято соединительной тканью, железами и сосудами); голосовые связки при пении колеблются только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

• отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания;

• объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует.

Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука. И поэтому детям вредит громкое пение, крик, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Очень полезно закалять горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды и, немного запрокинув голову назад, протяжно произнесите следующие звуки: А-а-а Э-э-э И-и-и О-о-о У-у-у Произносить звуки надо поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук.

С целью охраны детского голоса следует:

• учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик – в среднем ре1-до2 к старшей группе. Поэтому вредно исполнение детьми взрослого репертуара, если он не подходит по диапазону да ещё и громким крикливым звуком.

• беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.);

• соблюдать элементарные правила гигиены голоса и слуха; • организовывать правильный речевой режим дома , организовывать спокойные, тихие игры;

• устранять причины, вызывающие нарушения нормального голосообразования: своевременно лечить риниты, заболевания ушей, верхних дыхательных путей. Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое( умеренное по силе, нефорсиро- ванное).

Подготовил:

музыкальный руководитель

Бладыко Кристина Леонидовна

поделиться в:
Меню раздела