Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте

Привязанность к определенным людям начи­нает явно проявляться у младенцев старше 6 ме­сяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности - мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привя­занность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и де­душкам. Объект привязанности может лучше дру­гих успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается за утешением к нему; в его присутствии ребенок реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Такая при­вязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении ок­ружающего мира, столкновении с новым, неизве­стным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым челове­ком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за под­держкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой си­туации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отра­зится тревога или она произнесет что-то испу­ганным голосом, ребенок также проявит на­стороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется и обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

Поведение родителей и привязанность

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоци­ональную привязанность, все же ее сила и ка­чество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотноше­ниях «отцов и детей» для развития привязан­ности? Прежде всего это способность взрос­лого чувствовать и отзываться на любые сиг­налы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родите­лям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, всту­пают с ним в общение и взаимодействие, соот­ветствующее его познавательным способнос­тям и настроению.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы иници­атива постепенно переходила от нее к ребен­ку. Взаимодействие должно быть гармонич­ным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
  • Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книж­ку, порисовать), не мешайте его целенаправ­ленной деятельности.

Необходимыми качествами, способствую­щими развитию привязанности ребенка к ма­тери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип при­вязанности к отцу и матери.

  1. Дети, которые не очень огорчаются после ухода матери, вступают в общение с незнакомцем (например, играли в игрушки), а когда мать возвра­щается, радуются и тянутся к ней -  надежно привязанные.
  2. Дети, которые не возражают против ухода мате­ри и продолжают играть, не обращая вни­мания даже на ее возвращение - индифферентными, ненадежно привя­занными.
  3. Дети, которые очень огорчаются уходу матери, а когда она возвращается, как будто стремятся к ней, цепляются, но тут же отталкиваются и сердятся -аффективными, ненадежно привязанными.

Тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие.

Наиболее благоприятной для раз­вития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чув­ства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, со­образительность, изобретательность в играх, В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувстви­ем, популярны среди сверстников.

Несколько советов:

  • Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите спра­виться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
  • Не следует хвалить за провальные дейст­вия. Это может деформировать самооценку успешности.
  • Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслу­женная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объек­тивными трудностями и может быть пре­одолен. Желательно дать малышу возмож­ность справиться с затруднениями в сотруд­ничестве с взрослым.

Дети с ненадежной привязанностью (аф­фективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение не­устойчиво и противоречиво.

Каким же образом привязанность, заложен­ная в раннем детстве, влияет на поведение ре­бенка в будущем?

Внимательные, заботливые родители фор­мируют чувство базисного доверия к миру, со­здают позитивное отношение к окружаю­щим. Формируются инициатив­ность, самостоятельность, уверенность и ува­жение к себе.

Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчи­вый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативного отношения к окружающим. Формируются пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я. Такие дети избегают откры­то выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывают свое состояние.

Без оп­ределенной и стабильной стратегии поведе­ния окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным.

Оценивая малыша, не пользуйтесь безлич­ными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха е каждом кон­кретном деле. Это способствует становле­нию его самостоятельности и независимос­ти, контролю за собственными действиями.

Сформированная в первые годы жизни при­вязанность к близким является достаточно ус­тойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возра­сте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты сформированной еще в детстве привязанности.

Как родители влияют на образ Я ребенка

Во взаи­модействии с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

Что же именно он о себе узнает? Прежде всего нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ре­бенка очень важно положительное пережива­ние своей значимости для близких людей. От­ношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговари­вая с ним, как бы авансом наделяют его лич­ность уникальной значимостью, особой цен­ностью. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, культурно обусловлены и передаются из поколения в поколение. Они способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают оп­ределить свою значимость для других. Пози­тивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого от­ношения к миру.

Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партне­ров по игре. Уважайте право малыша на соб­ственное мнение, проявления самостоятель­ности и независимости.

Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, назы­вайте по имени, показывайте различные час­ти лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги, живот и пр.).

Для того чтобы узнать, сложились ли у ма­лыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вес­ти. При позитивном отношении к себе дети уже в конце первого года жизни с удовольст­вием рассматривают себя в зеркале, улыбают­ся, прищуривают глаза, морщат нос, красуются, рассматривают детали одежды (например, вы­шивку на карманчике), играют со своим отра­жением, улыбаются отражению взрослого. В этом возрасте они способны узнать себя в зер­кальном отражении, могут использовать зер­кало для коррекции внешнего облика совсем как взрослые.

С первых дней жизни следует относиться к ребенку кок к личности, а не просто «объекту ухода». Это значит, что любое свое дейст­вие, любую процедуру, производимую с мла­денцем в различные режимные моменты (во время пеленания, купания, кормления, уклады­вания спать и т.д.), нужно сопровождать об­ращениями к нему. При этом полезно коммен­тировать не только свои действия, но и дей­ствия ребенка, как будто он все понимает и может ответить. Речь взрослого должна быть выразительной, максимально адресо­ванной малышу, включать в себя одобрения, относящиеся к личности ребенка (например, хороший, красивый, самый любимый и пр.), по­ложительную оценку его действий (молодец, всю кашку съел; как хорошо маме улыбается; вот как громко погремушкой стучит и пр.), чаще называйте ребенка по имени.

В первые недели жизни младенец еще фак­тически не является партнером по общению, но постоянный поток воздействий, обращен­ных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует по­требность в общении.

Совсем иная картина наблюдается в пове­дении детей, когда близкие мало интересуют­ся ими, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых ро­дителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, лич­ностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашеннос­ти. Глядя на себя в зеркало, такой малыш сму­щенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает, чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже отри­цательные эмоции: настороженность, тревогу, боязнь. Поскольку близкие взрослые не прак­тиковали личностно-ориентированного обще­ния, не придавали ему особой значимости, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего,  менее  отчетливо   переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интере­са к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положи­тельное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку прояв­лять больше личностной активности, инициа­тивы, интереса в освоении окружающего мира.

Развитие образа Я в раннем детстве

На протяжении раннего детства у детей ин­тенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможнос­тях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и треть­ем годах жизни? Наблюдения за детьми вы­явили появление в этот возрастной период це­лого ряда форм поведения, свидетельствую­щих о развитии самосознания.

Влияние на поведение других людейДвух­летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху мате­ри, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забав­ный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведенияОбычно на третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как осознают свое отличие от других людей, а выполняя какое-нибудь действие, называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш пригова­ривает: «Я сяду»; строя из кубиков башню, го­ворит: «Я строю», а направляясь на кухню, по­вторяет: «Хочу печенья». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой. На­пример, ребенок говорит: «Я сижу», «Моя кни­га», «Моя машинка», «Я играю в куклу».

К трем годам у детей появляется представ­ление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих.

Чувство собственностиВ социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собст­венности (по отношению к игрушкам и т.д.).

Чувство сопереживания. С развитием обра­за себя у ребенка появляется способность по­нимать эмоциональное состояние другого че­ловека. После полутора лет у детей можно на­блюдать явное стремление утешить расстроен­ного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости.

Реакции родителей помогают детям по­нять, как их поступки влияют на окружаю­щих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой моло­дец, сам убрал игрушки!») или же мягком пори­цании («Осторожно, так можно сделать боль­но сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и посту­пить соответственно своему личному опыту.

Первичная половая идентичностьОт 1,5 до 3 лет у детей формируется первичная поло­вая идентичность. В этот период ребенок на­учается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченным. Например, трех­летний мальчик огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, стать мамой. Другой ребенок проявляет беспокойство, уви­дев мать в маскарадном мужском костюме.

Предлагайте мальчикам и девочкам различ­ные игрушки в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, традиционные игровые сю­жеты, создавая условия для формирования половой идентичности.

Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется стечением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают еще постоянства пола.

К трем годам дети не только правильно раз­личают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола к че­ловеку предъявляют разные требования: де­вочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, куби­ки или игрушечное оружие.

Подготовила: педагог-психолог

Михалькевич Н.А.

поделиться в:
Меню раздела