Формирование личности ребенка средствами физической культуры

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому период дошкольного детства - период фактического складывания психологических механизмов личности - так важен.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психологического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств - упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений – и по биологической потребности человека, и обязательного условия формирования всех систем и функций организма. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития.

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы), а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребенка - его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я.

Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями - борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями». Постепенно переходит от утилитарных упражнений к культуре движений. И совершенно неслучайно современные исследования сущность физического упражнения определяют как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых - использовать средства физической культуры в качестве предпосылки физического и личностного развития детей.

В современной психолого-педагогической науке укрепилось утверждение: человек как личность рождается многократно, на протяжении

всего периода онтогенетического развития. Вот почему начало развития личности нельзя обозначить четким рубежом. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одного года и даже раньше. По мнению Д.А. Леонтьева, личность неоднозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или её нет. Личность - это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Из опыта общения со взрослыми ребенок получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Однако развитие личности определяется ещё и внутренней позицией ребенка - складывающимся отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе; становление самосознания и самооценки как важной формы проявления внутренней позиции. Под самооценкой понимают знания и мысли ребенка о себе. Происходит это при постоянном оценочном воздействии взрослого - важнейшего источника формирования будущей самооценки. При формировании у детей самооценки одну из главных функций могут выполнять рефлексивные методы работы.

Рефлексивность - это способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения своего Я с какими-либо событиями, личностями. С помощью рефлексивных методов работы ребенок учится проявлять и переживать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Именно эмоциональные явления могут выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности. У детей дошкольного возраста эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра.

В физическом воспитании игровой метод используется в виде игровых упражнений. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы. Эмоции побуждают повторять движение многократно.

Рефлексивно-игровые технологии - это авторские технологии. Направлены они на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно-творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. В процессе выполнения задания, дети учатся осознавать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.

В младшем и среднем возрасте задачи рефлексивно-игровых технологий направлены на:

  • формирование адекватного самовосприятия;
  • обучение умению создавать первоначальный образ двигательного действия;
  • перенос двигательных навыков в новую двигательно-игровую ситуацию;
  • самостоятельное выполнение естественных видов движений в помещении и на воздухе, соотнесение их с конкретной ситуацией;
  • адекватное восприятие успеха и неудачи.

Основные способы формирования самоконтроля в группах старшего возраста:

  • акцентированный показ движения с выделением ведущих элементов и контрольных точек самоконтроля;
  • исполнение вариативных действий по образцу;
  • обсуждение с детьми способов выполнения движения;
  • восприятие движения в медленном темпе;
  • выполнение движения с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля;
  • оценка действий другого, а потом своих.

В группах старшего возраста рефлексивно-игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я. Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы - помогает поверить в свои силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности, самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат. На основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля друг за другом: когда дети меняются функциями «исполнителя» и « контролёра», повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить её лучше, стремление сравнить её с деятельностью других.

Объективность и точность самооценки определяются с учётом индивидуальных различий физической подготовленности детей. Особого внимания требуют те, у кого уровень физической подготовленности низок, кого характеризует негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Задача педагога - повысить представление ребенка о собственной значимости. Какими приёмами? Включением неуверенных детей в игры эмоционально яркого содержания, положительной оценкой малейших достижений, накоплением положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащением опыта эмоционального переживания. На занятиях физической культурой неуверенные в себе дети нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием, на какой элемент техники обратить особое внимание. Эффективен прием специального обучения - описание собственных действий, т.е. всех действий, что следует выполнить.

Что дает такая методика? Побуждает предварительно обдумывать свои действия, контролировать их, устранять ошибки. В результате у ребенка исчезает чувство скованности, проявляется вера в свои силы.

Отметим важность развивающих игр физкультурной тематики. Побудительное содержание - сравнивать, анализировать, обобщать - активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает принимать решения самостоятельно, контролировать свои действия. На этапе младшего возраста задачи развивающих игр направлены на:

  • выявление знаний о простых движениях, закрепление умений выполнять их по образцу;
  • узнавание разных видов упражнений;
  • нахождение сходства в технике движений;
  • расширение представлений о предметах, с помощью которых выполняются упражнения.

В старшем возрасте решаются другие задачи. Дети отличаются повышенной интеллектуальной активностью, развитым самоконтролем, любознательностью, желанием продемонстрировать свои способности, получить положительную оценку. Дети должны научиться:

  • замечать сходство и различия в технике упражнений;
  • выделять элементы двигательного действия, определять техническую последовательность их выполнения;
  • самооценивать движение.

В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. При прямом обучении - в подтверждение установок личностно-ориентированного подхода - инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.

Подготовил:

руководитель физического воспитания

Смолич Ольга Викторовна

поделиться в:
Меню раздела