Если ваш ребенок Заикается

Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата – симптомы заикания. Появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАИКАНИЯ:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от 2 часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение жизненных условий (обстановки в семье, режиме). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около 3 лет), одновременно с бурным развитием речи возникает заикание. А некоторые малыши начинают заикаться после того, как их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам: учителю-дефектологу, невропатологу. Поскольку заикание легче предупредить, чем устранить.

Ввиду того, что у заикающихся детей ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

  • Не читайте детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  • Не разрешайте часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем – то желаемом.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на его недостатке и следите, чтобы его не дразнили другие дети.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь. Полезно на выходе произносить: Мы спокойны всегда! Говорим всегда красиво, смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, потому что не спешим!
  • Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в коллективных играх, требующих хоровых ответов.
    Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, нужно помочь ему произнести слово (фразу), не дав возможности говорить с запинками. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  • Для заикающегося ребенка полезны занятия пением, музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением невропатолога.

Подготовил: учитель-дефектолог 

Ласица Елена Федоровна

поделиться в:
Меню раздела