Пальчиковая гимнастика

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центром и руками. Благодаря гармонизации работы органов речи с мелкой моторикой рук и движениями тела малыш может нормализовать темп своей речи, избавиться от её монотонности, соблюдать речевые паузы, кроме того, у него снижается психическое напряжение.

Почему пальчиковые игры так важны для детей?

В последние годы наблюдается заметное снижение речевого развития у детей. Это происходит, в частности, потому что их вечно занятые на работе родители мало с ними разговаривают. Дети также меньше говорят, поскольку беспрерывно слушают и смотрят телевизор, музыку и т. д. Они стали реже делать что-либо руками, поскольку современные «умные» игрушки сами всё делают для развлечения. Также удобны для пользования, но бесполезны для тренировки мелкой моторики рук предметы одежды и обуви (липучки вместо пуговиц и шнурков, книжки с наклейками вместо картинок, которые нужно вырезать).
Вот почему стали так важны пальчиковые упражнения и игры, с помощью которых можно развивать речь и мелкую моторику ребёнка одновременно. Пальчиковая гимнастика одновременно с разучиванием текстов стимулирует развитие речи, воображения, внимания, пространственного мышления, прививает эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Благодаря этому малыш лучше запоминает стихотворения, а его речь становится более выразительной.
Но игры с пальчиками хороши не только стимулированием мелкой моторики и развития речи, они дают лишний повод для радостного общения с близкими. Когда мама сажает на колени малыша для пальчиковой игры, дотрагивается до его ладошки, щекочет, раскачивает или поглаживает, то малыш впитывает в это время те тёплые впечатления, которые нужны для его интеллектуального и эмоционального развития.
Для развития речи важным фактором является то, что, как правило, подражательные действия при пальчиковых играх сопровождаются стихами. Они легко запоминаются и привлекают детское внимание. Рифма, неизменный порядок слов и ритм для малыша становятся успокаивающими, утешающими, завораживающими.
От действий взрослого во многом зависит, насколько игра понравится ребёнку. Самым маленьким важнее бережное, осторожное прикосновение и ласково-спокойное настроение. Для 3-5-летних детей большее значение приобретают речь и выразительная мимика родителя. Для выразительной декламации взрослый должен хорошо выучить стихи. Такие занятиядолжны длиться от пяти до семи минут ежедневно.

Не забывайте хвалить ребенка за любое достижение!

ВЕСЁЛАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 

Тучка

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «сол-нышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

«Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

Погрозить ук пальцем пр.руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев.руки (пальчики растопырены – «солнышко»).  

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам.

Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Дельфины слева, справа там.

Волнообразные движения лев.кистью, затем пр. кистью перед собой.

Волна кораблик догоняет

Лёгкие движения кистями от себя.

И ветер с парусом играет.

Помахать обеими руками влево-вправо над головой.   

Ёжик

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики лев.руки.

Паучки

Паучки ползут по стенке.

«Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой.

Вот так сгибаются коленки.

Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук.

Паутину наплетут,

Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук.

В неё мухи попадут.

Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (паль-чики растопырить «паутина»).

Рыбки

Рыбки в салочки играют.
И друг друга догоняют.

Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой.

Осьминог плывёт, пылит.
Рыбки все за камень – шмыг.

Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены).
Соединить ладони перед собой.

Капли

Тучка по небу летала, 
Движения руками над головой влево-вправо.

Ну и капли потеряла.

«Волнообразные» движения ладонями сверху-вниз.

Значит, дождь пойдёт - мы знаем.

«Побарабанить» пальчиками по столу.

Все под зонтиком гуляем.

Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо.

Уточки

Утки в озере ныряют,

«Волнообразные» движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Ряску клювом подбирают.

Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках

А потом на бережок,

Положить ладони на стол.

Друг за другом шлёп, да шлёп.

«Пошлёпать» ладонями обеих рук по столу.

Подготовил: учитель-дефектолог 

Нефядович Валерия Максимовна

поделиться в:
Меню раздела