Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности в УДО

Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей с нарушениями речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-дефектолога и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность дефектолога и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь специалистов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для дефектолога главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива дефектолога, задача психолога – активизация

Дефектологом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

Результаты диагностики показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество дефектолога и психолога.

Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу дефектолога на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие дефектолога и психолога в дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (дефектолог обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

В результате взаимодействия учителя−дефектолога и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003

5. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005

Подготовил: учитель-дефектолог 

Нефядович Валерия Максимовна

поделиться в:
Меню раздела