Фонематический слух...что это такое и как его развивать?

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети станут первоклассниками. Каждый из вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие  начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ будущего школьника.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы на слух и четко их различать.

Чем чревато несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком.

Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Для этого есть множество упражнений:

  • развитие слухового внимания: что услышал за окном, что звучало, что я делал (а), прохлопай также как я;
  • повторение слоговых цепочек ("Скажи как я");
  • ма - мо - му - мэ - мы, ну - но - ны - на и другие сочетания слогов;
  • выделение неправильно произнесенного слова: вагон - ва    гон - фагон - вагон - вакон - вагом - вагон;
  • игры в рифмы, сочинение коротких стишков;
  • определение лишнего слога: па - па - ба - па,    кы - гы - кы - кы и т.д.;
  • нахождение слов с заданным звуком;
  • выбор картинок с заданным звуком;
  • "Аукцион слов" кто больше назовет слов с заданным звуком;
  • определение первого, последнего звука в словах;
  • игра "Цепочка": каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего;
  • определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;
  • "Буква заблудилась". Детям читают строки:

На пожелтевшую траву

Роняет ЛЕВ свою листву.

                  Маше БУДКА надоела,

                  Маша БУДКУ недоела.

  • деление слов на слоги;
  • звуко - буквенный анализ слогов, слов (определение количества звуков в слове, их последовательность, игры: "Назову звуки - ты составишь слово", "Превращалки" (дом - ком - лом - лоб - луб - лук), кроссворды, ребусы);
  • различение (дифференциация) твердых - мягких звуков, звонких - глухих звуков, смешиваемых звуков (ш-с, з-ж, р-л).

Подготовил: учитель-дефектолог 

Ласица Елена Федоровна

поделиться в:
Меню раздела