Как заниматься с ребенком летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

* Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

* Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

* Надувать воздушные шарики;

* Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

* Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

* Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

* Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

* Собирать, перебирать ягоды;

* Помогать взрослому полоть грядки;

* Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

* Играть с глиной, мокрым песком;

* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

* Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

* Перебирать крупы;

* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

* Вышивать (крупным крестиком);

* Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

* Плести из бисера;

* Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

* Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

* Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

* Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

* Полоскать рот;

* Жевать боковыми зубами;

* Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

* Лизать эскимо.

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

* Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

* Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

* Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

* Назвать слова с определённым слогом, звуком;

* Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

* «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

* «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

* Переделать известную сказку;

* Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

* Придумать продолжение сказки;

* «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

* Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

* Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

* «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

* «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

* Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

* - какими словами, красками можно описать время года;

* - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

* - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

* - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

* Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

* Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

* Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

* Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

* Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

* «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

* Что хорошего в болезни, а что плохого?

* Что хорошего в дождике, а что плохого?

* Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…

* «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

* Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

* Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве

* Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков.

* Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Чтение

* Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

* Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Подготовил: учитель-дефектолог 

Ласица Елена Федоровна

поделиться в:
Меню раздела