Почему возникают речевые нарушения? Что такое нарушения речи? Как помочь ребенку с нарушениями речи?

Советы родителям

Вы озадачены:

  • правильно ли говорит Ваш ребёнок?
  • его речь не понятна окружающим?
  • речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников?

Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести. Что такое нарушения речи? Как обстоят дела со звуками речи?

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов?

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. - ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, овощи, фрукты, цветы и т.д.); - сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая); - действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся); - синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Усвоены ли грамматические нормы языка?

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью?

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет

собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие логопеда, который непосредственно занимается развитием речи.

Кроме того, большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалисту добиться хороших результатов.

Советы родителям:

  1. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.
  2. Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем «шапку, шубу, сапоги».
  3. Не "сюсюкайтесь" с ребенком. - Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  4. Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
  5. Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.
  6. Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

Подготовил: учитель-дефектолог 

Ласица Елена Федоровна

поделиться в:
Меню раздела