Защита детей от любых видов эксплуатации

(жестокого обращения, насильственных действий и сексуальных домогательств»)

Жестокое обращение и насильственные действия в отношении детей наносят вред не только физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеют тяжелые социальные последствия, главные из которых – воспроизводство самой жестокости и насилия. Те, кто испытал физическое насилие, кого в детстве били и оскорбляли, чаще всего, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. Следует также затронуть  форму психологического насилия  (крики, оскорбления ребенка со стороны взрослого, унижающего его достоинство). Чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя,  оказываются самые несчастные и самые трудные.

Если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколения. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в детской и подростковой среде. Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие. Об этом нужно всегда помнить!

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка». Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

 Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Кроме того, насильственные действия   и  преступления  против  половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних являются уголовно-наказуемым деянием.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих ответственность с ограничениеми лишением свободы на  различные  сроки:

-Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения;

-Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

-Статья 154. Истязание;

-Статья 145. Доведение до самоубийства (или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства);

-Статья  166. Изнасилование (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 167. Насильственные действия сексуального характера (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 169. Развратные действия (…с применением насилия или с угрозой его применения…);

-Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера (путем шантажа, угрозы, повреждением или изъятием имущества..с использованием материальной или иной зависимости…);

-Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана или иным способом...);

-Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (в систематическое употребление спиртных напитков,  либо…   сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера);

-Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (…в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечным, либо умышленное оставление без надзора…повлекшее ущемление прав и законных интересов подопечного…).

Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации и сексуальных извращений… В том числе со стороны родителей, лиц их заменяющих… (ст.9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

Помните, что жестокое  обращение, насильственные действия в отношении детей:

  • Наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка;
  • Способствует развитию негативных качеств в период формирования личности ребенка;
  • Формирует комплекс неполноценности и низкую самооценку;
  • Порождает чувство страха и тревожность;
  • Делает ребенка жестоким и агрессивным;
  • Часто является причиной побегов из дома и суицидов;
  • Приводит к тому, что ребенок решает свои проблемы с помощью насилия;
  • Способствует проявлению асоциального поведения, развитию алкогольной и наркотической зависимости.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным чаще тогда, когда пострадавшие дети  попадают в больницы,  либо когда  несовершеннолетние, более  старшего возраста, совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов и  неравнодушных  взрослых.

Признаки жестокого обращения и

неудовлетворения основных  жизненных потребностей ребенка.

Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:

  • Синяки под глазами либо ушибы  на обеих сторонах головы, тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне );
  • Часто появляющиеся увечья (синяки, порезы, ожоги), если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
  • Враждебное или агрессивное поведение ребенка;
  • Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или чувство страха по отношению к взрослым.

Признаки совращения детей могут включать в себя:

  • Симптомы венерических заболеваний;
  • Повреждения в области половых органов;
  • Трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
  • Сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
  • Появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
  • Преследование других детей на сексуальной почве.

Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей:

  • Очевидное недоедание ребенка, апатия или быстрое переутомление;
  • Случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничеством; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
  • Ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья);
  • Случаи, когда ребенок лишен надлежащего надзора, длительно не посещает учреждение образования;
  • Ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.

Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающих здоровью и развитию ребенка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребенка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.

 

ПАМЯТКА

   Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности» 

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза для жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных правил безопасности.

В первую очередь, с ребенком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и все то, что поможет ребенку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.п.

Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства и переживаний за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.

Приучите детей не уходить далеко  от своего  дома, двора, не гулять до  темноты.

Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры, соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда –  нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что – либо сделать:  приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;

Заучите постепенно  с ребенком свой домашний адрес, ФИО,  домашний телефон, и телефоны служб экстренной;

Убедите детей не стесняться звать людей на помощь в минуту опасности.

Второе – родителям необходимо создать ребенку благоприятные и безопасные

условия в  собственном доме,  и соблюдать самим правила безопасности.

Еще одно из главных условий безопасности ребенка – это его к вам доверие.

Чтобы не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в учреждении образования, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

Подготовила:

Заведующий

Козловская Наталья Юрьевна

поделиться в: