Развитие ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

20.05.2024

Ориентировка в пространстве одна из важнейших «деталей» развития ребенка. Уже с первых дней мы помогаем дошкольникупознавать окружающий мир, ориентироваться на себе, вокруг себя, среди других людей и предметов. С нашей помощью, ребенок познает себя. Одной из важнейших задач дошкольноговоспитания является необходимость развития у детей способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и ориентировки в пространстве.

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии ориентироваться
на листе бумаги. Они в состоянии определять предмет, размещенный впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. При этом ребенок точку отсчета ведет от себя. Постепенностаршие дошкольники начинают ориентироваться в пространстве от любого предмета.

Формирование этих представлений является одним из важнейших компонентов содержания работы по подготовке детей к школе, поскольку образовательная деятельность требует от детей освоения основных пространственных концепций.

В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей в двухмерном пространстве.Зрительный и слуховой диктанты – эффективные приемы, способствующие развитию у дошкольников ориентировки в двухмерном пространстве. На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток
в указанном направлении, в результате получится узор или рисунок. Соотнося схематическое изображение с реальной пространственной ситуацией, ребенок трансформирует трехмерноепространство
в двухмерное. А этому могу помочь такие задания, как «Помоги кукле расставить мебель по схеме», «Найди клад по карте».

Игровые упражнения способствуют развитию у детей пространственной ориентировки«Встань, где я скажу», «Покажи то, что находится слева (справа) от тебя»Жмурки с колокольчиком». Также, существуют упражнения, различные по сложности,развивающие ориентировку в двухмерном пространстве. НапримерГрафические диктанты по клеточкам», «Посели персонажа в…», «Расставь игрушки (фигурки) там, где я скажу»,«Нарисуй и расскажи про свой узор».

Ориентировка в пространстве очень важна не только для развития мелкой моторики, но и для речи, психических процессов, которые играют далеко не последнюю роль в жизни каждого ребенка. Поэтому, уважаемые родители, прошу отнестись к этому серьезно.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/10

Подготовила:

воспитатель дошкольного образования

Смолич Екатерина Борисовна

поделиться в: