Патриотическое воспитание дошкольников средствами белорусского детского музыкального фольклора

14.08.2024

Каждый человек принадлежит к определённому народу и в соответствии с этим имеет определённую национальность. Каждое новое поколение в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в конкретном национальном окружении. На него с самого детства воздействуют национально-самобытные явления: специфические моменты уклада жизни, формы культуры и быта, народные обычаи и традиции.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных в современном обществе. Для того, чтобы жить осознанно, с чувством личного достоинства, каждому человеку необходимо знать своё происхождение, сохранить память о прошлом своего народа, беречь его традиции. У каждого народа есть своя история, свои корни и обычаи. Основную часть представлений, впечатлений человек берёт из своего   детства, которые остаются с ним на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте благоприятные условия для формирования у детей патриотических чувств.

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях.

Важно сначала как можно лучше развить чувственную основу белорусской речи. Детям сначала надо войти в белорусский язык, прочувствовать его красоту, мелодику, своеобразие, заинтересоваться родным языком. Главенствующее место, конечно, отводится народным музыкальным играм. В раннем дошкольном возрасте при знакомстве детей с белорусским фольклором, лучшими литературными произведениями для маленьких, педагог не просто поет, он организует игру, что позволяет ввести ребенка в атмосферу живого белорусского слова. «Коў, коў, кавалек, падкуй сапожок» (имитируем подбивание туфельки молоточком: стучим кулачком об кулачок)«Я не буду каваць: мае ручкібаляць»(дети танцуют, притопывая ногами) После нескольких пропеваний музыкальным руководителем текста потешки с действием, дети сами начинают петь.

Перечень фольклорных и авторских произведений на белорусском языке, рекомендованных учебной программой дошкольного образования предусматривает сопровождение конкретного содержания песенок и потешек различными действиями (качание кукол, хлопки в ладоши, притопывания, подскоки и др.), пропевания отдельных слов, фраз. Рассказывание небольших сюжетов перед исполнением песни, обрядового танца, попевки на белорусском языке надо сопровождать инсценировками, это облегчает восприятие и понимание, подталкивает к повтору слов, словосочетаний, песенок. Для постепенного введения белорусского языка в музыкальную деятельность воспитанников целесообразно использовать кукол-белорусов Павлинку и Янку или других персонажей (Бульбашык, Буслік и др.). Но они будут разговаривать и петь только на белорусском языке.

В процессе разучивания песни, ребенка следует учить не произношению отдельных слов с тем или другим специфичным для белорусского языка звуком, а сформировать достаточно осмысленное умение пропевать звуки, строки, не выделяя трудные для произношения.

И чем чаще ребенок слышит образную, выразительную белорусскую речь, тем в большей степени он усвоит эту своеобразную «лингвистическую» информацию – гармонию родной речи. Чем больше отличаются белорусская и русская тематическая лексика вокальных произведений, тем больше имеется оснований использовать методику обучения детей белорусскому языку, в основе которой лежит коммуникативный подход, т.е. игровые учебно- речевые ситуации.

Практика работы показывает, что введение «белорусских дней», «недели белорусского языка», а также общение детей с родителями на белорусском языке дает положительные результаты, воспитывает потребность пения на родном языке, исполнения народных игр, формирует национальное самосознание будущего гражданина.

Список используемой литературы

1.Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования РБ. – Минск: НИО; Аверсэв, 2019. – 467с.

2.Красюк В.С., Сцепчанка М.М., Шавяленка К.В. Праменьчыкі выхавання патрыятызму:  дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2009. – 143с.

3.Жалняровіч Н.І. Хутка ў нашайхаце свята. Знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманнед ашкольнай адукацыі / Н.І. Жалняровіч, М.А.Каліноўская. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2009. – 63с.

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Бладыко Кристина Леонидовна

поделиться в: